вторник, 17 мая 2011 года, № 56 (4178)

Образование
 
Нестандартный подход к образовательным стандартам

Именно так отнеслись к эксперименту в средней школе № 3.

   

То, о чем пойдет речь сейчас, заинтересует, в первую очередь, родителей будущих первоклассников и тех, чьи дети станут ими в ближайшие годы.

  
   
Все, кто впервые пойдет в школу в 2011 году, будут обучаться в соответствии с новыми федеральными государственными общеобразовательными стандартами. Наша газета уже обращалась к этой теме, однако не лишним будет напомнить, что  в среде педагогов, руководителей образовательных учреждений отношение к новшествам далеко не однозначное.
    Изменения касаются как самого подхода к обучению, так и организации всего рабочего дня школьника.
    Первое. Если раньше учитель рассказывал ученикам новую информацию и ученик должен был ее запомнить, то теперь педагог ребенку дает не знание, а возможность узнать, учит  добывать эти знания путем поиска, ошибок, проб. Разработана образовательная программа, которая призвана сформировать умение ориентироваться в большом объеме информации. Это должно повысить у детей интерес к учебе, научить их определять, что осталось непонятым, и в конечном итоге – научить учиться. Изменится и система оценивания. Кроме того, значимая роль во всестороннем развитии детей будет отведена внеучебной деятельности: во вторую половину дня ребенок в школе сможет посещать кружки, секции, факультативы различной направленности в соответствии со своими интересами. Таким образом, у первоклассников появятся 10 дополнительных часов в неделю. То есть в их расписании к четырем обязательным урокам в день добавятся два дополнительных. Сам школьный кабинет тоже  изменится: рабочее место учителя предполагает наличие компьютера, локальной сети и сети Интернет, проектора, интерактивной доски и т.д. В идеале у каждого ученика на парте должен быть ноутбук.
    Второе. Так как предполагается, что дети будут находиться в школе весь день, до 17.00, учебное заведение должно обеспечить их удобной комнатой отдыха, где имелась бы игровая зона с набором необходимых предметов – развивающими играми, небольшими спортивными модулями для активного отдыха и т.д. Школьники будут получать трехразовое питание. Отводится время и для прогулок, экскурсий. Идея замечательная. Она уже однажды, правда, несколько в другом виде, воплощалась в жизнь в нашей стране (речь идет о классах «шестилеток»).  Только вот беда: типовые здания многих школ не располагают «свободными», приспособленными для этих целей помещениями, да и оборудование, материальная база в одночасье появиться не может.
    Однако выбора по поводу нового образовательного стандарта уже нет. Он принят и обжалованию не подлежит.
    В этом году эксперимент по  внедрению государственных стандартов нового образца проходил на базе школы № 3 в 1«а» классе. Первопроходцам всегда непросто. Насколько, знают те, кто каждый день, каждый час учился работать и получать знания по-новому – учитель начальных классов Наталья Алексеевна Федорова, директор школы Татьяна Борисовна Лыскина, завуч начальных классов Лариса Анатольевна Кулагина, заместитель директора по методической работе Светлана Сергеевна Кречетова и, конечно же, первоклашки и их родители. Ведущие специалисты отдела образования в течение всего учебного года не только отслеживали ход эксперимента, но и оказывали методическую, психологическую помощь учителю, организовывали курсовую подготовку педагогов, решали вопросы материального характера.
    В последние дни учебного года участники эксперимента представили своеобразный «отчет о проделанной работе» – семинар для учителей начальных классов, которые с 1 сентября включатся в эту масштабную работу (планируется открыть 14 первых классов на территории города и района). Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И гости семинара, мы уверены, увидели много нового и полезного. Их вниманию был предложен урок математики, на котором учитель 1 «а», Наталья Алексеевна Федорова, продемонстрировала принципы нового подхода к обучению детей. Не будем утомлять читателей специальной терминологией, скажем только одно – интересно, ново, современно. А самое главное – налицо прогресс в развитии детей. Так, по крайней мере, говорят те, кто наблюдал этот класс на протяжении года.
    Следует отдать должное Наталье Алексеевне – человеку ответственному, невероятно трудолюбивому, творческому. Взвалить на свои плечи такой груз – быть первым – не каждому под силу. Сколько бессонных ночей проведено за разработкой программ, подготовкой к урокам, знают только ее близкие. Добавьте сюда каждодневную кропотливую работу с родителями, без помощи которых о положительных результатах эксперимента не могло быть и речи, с детьми, которых необходимо было обучать в непривычном для самого учителя  формате. Здесь хочешь-не хочешь, а вспомнишь и о «человеческом факторе», и о кадрах, «которые все решают».
    Кроме посещения занятия, гости также увидели результаты внеурочной деятельности в экспериментальном классе. В течение года два часа в день ребята посещали кружки по выбору: «Спортивные игры» (руководитель Ю.Ю. Киндер), «Ритмика» (А.С. Тимофеева), «Изостудия» (Б.С. Сарманова), «Наглядная геометрия», «Я – исследователь», «Родные просторы ясненской земли» (Н.А. Федорова). Вниманию присутствующих было предложено выступление Златы Чеглеевой, занявшей первое место в муниципальном конкурсе детских исследовательских работ. Девочка продемонстрировала защиту проекта, который выполнила, занимаясь в кружке «Я – исследователь». Участники кружка «Родные просторы ясненской земли» провели презентацию альбома, ставшего своеобразным результатом изучения славной истории комбината, города, его улиц, памятных мест. Великолепную выставку работ оформили члены кружка «Изостудия», а дети, занимающиеся  ритмикой, выступили с танцем про тучку. Побывали гости в игровой комнате, познакомились с условиями и режимом пребывания первоклассников в школе.
    На семинаре прозвучало и мнение родителей о проводимом эксперименте. Все выступающие, во-первых, благодарили учителя за труд, а во-вторых, говорили о положительных результатах: при всех трудностях, с какими им пришлось столкнуться, их дети многому научились. Интерес к окружающему миру, любознательность, чувство локтя, ответственность – это лишь немногое из того, что приобрели ребята за этот учебный год в стенах школы. 
    Как будет проходить работа по внедрению новых образовательных стандартов, покажет время. Легкой жизни никто  никому не обещает – таковы законы любого переходного периода. Государство намерено последовательно решать наиглавнейшую для себя задачу – растить личность, которая в полной мере могла бы соответствовать требованиям XXI века.



В.  ШУСТОВА.
Фото А. Кусетовой.



Актуально

Нужно ли платить за рыбалку?

    Весна подходит к концу, теплая погода так и манит рыболовов взять свои снасти и отправиться на водоем, чтобы заняться любимым делом. Но какие правила существуют для рыбалки, нужно ли платить за рыбалку на озере, где рыбачишь уже не один год?
    В нашей стране правила рыболовства регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 года № 166-ФЗ (ред. от 28.12.2010 года) «О рыболовстве и сохранении водных биопогических ресурсов».
Указанным законом определено, что любительское рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях. Осуществляется любительское рыболовство только физическими лицами.
   В настоящее время действует порядок, согласно которому все водоемы в отношении организации любительского рыболовства можно разделить на четыре категории:
первая категория водоемов – это водоемы общего пользования. К ним относятся большинство рек и озер страны. Здесь любительское рыболовство разрешается всем гражданам без каких-либо специальных документов и бесплатно, только с соблюдением действующих в данном регионе правил рыболовства;
вторая категория водоемов – водоемы, закрепленные за обществами охотников и рыболовов для организации любительского и спортивного рыболовства. Здесь рыболовство организуется этими обществами и может быть ограничено для граждан, не являющихся членами данного общества;
третья категория водоемов – это водоемы, закрепленные за какими-либо пользователями для организации так называемого культурного рыбного хозяйства. Здесь рыбалка организуется непосредственно этими пользователями, может быть платной и в определенных пределах ограниченной. Но осуществляется она в соответствии с действующими в регионе правилами рыболовства;
четвертая категория водоемов – это, как правило, искусственные пруды, принадлежащие той или иной организации, где запасы рыбы являются ее собственностью. Здесь владелец водоема может организовывать рыбную ловлю по устанавливаемым им самим правилам.
   Кроме указанного выше закона, действует также положение Водного кодекса РФ, который в статье 8 определяет, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, и соответственно находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица.
   В соответствии с частью 2 статьи 6 Водного кодекса каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Таким образом, муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Под обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) понимается небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в частности, водными биоресурсами, осуществляется в той мере, в какой их оборот допускается законом, и если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
   По общему правилу, любительское рыболовство осуществляется гражданами без получения разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Следует отметить, что в соответствии с законом, любительское и спортивное рыболовство в прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников.
   Таким образом, организовывать платную рыбалку (платный доступ к водным объектам) можно только при соблюдении указанных выше условий. В случае нарушения требований закона, т.е. ограничения бесплатного любительского рыболовства, лица, не имеющие указанных выше прав, могут быть привлечены к административной ответственности за самоуправство.
   По общему правилу, любительское и спортивное рыболовство осуществляется бесплатно.
   Отдельно отмечу, что в соответствии со статьей 51 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» споры в области рыболовства разрешаются в судебном порядке.       

Д.  Жильцов,
заместитель прокурора района, юрист 2 класса.

От редакции. Тема будет продолжена  в ближайших номерах газеты. Приглашаем к обсуждению данной проблемы наших читателей.

50 ЛЕТ 
Этот город стал для них родным

  В книгу жизни города Ясного вписано немало замечательных имен людей, оставивших неизгладимый след в его 50-летней истории. Заслуженные строители и учителя, врачи и водители, железнодорожники и рабочие – те, кто внес свой вклад в становление и развитие города и комбината. Среди них – супруги Игорь Иванович и Анна Анисимовна Илясовы. 

  
 
 Анна Анисимовна – из потом
ственной семьи железнодорожников: отец всю жизнь проработал путейцем, мама тоже трудилась на станции, снабжая водой паровозы, занимаясь промывкой товарных вагонов. Сама Анна с 18 лет начала работать на станции в поселке Ащебутак, где семья обосновалась после смерти отца: сначала младшим, затем старшим стрелочником. В 1960 году получила профессию дежурного по станции и была направлена сначала на Весеннюю, а затем – на станцию Разведка, где и встретила свою судьбу – Игоря Илясова. Осенью молодые поженились, в 1961-м родился сын.
   Однажды по радио муж услышал о строительстве на востоке области  поселка и комбината, и решили они перебраться на новое место жительства. Игорь Иванович уехал первым, устроился на работу в автотранспортную колонну треста «Асбест-строй» водителем. Анна Анисимовна с маленьким сынишкой Вовой приехала в Ясный в 1962 году. Так семья Илясовых пустила корни в маленьком городке, который стал им родным, и закрепилась здесь навсегда.
Первое время Анне Анисимовне пришлось быть домохозяйкой, а когда в 1964-м в Ясном начала работать железнодорожная станция Горный лен, она прошла практику, сдала экзамены и приступила к работе дежурной по станции. Было очень трудно: вместо вокзала – вагончик для дежурного и начальника станции, с которым А.А. Илясова работала посменно: сутки – начальник, сутки – она. Вскоре начали поступать грузы для Ясного и воинской части. Зимы были снежные, метельные, суровые. Помогали путейцы-строители. К лету, когда были приняты еще дежурные, стало полегче. 
   Вскоре до Разведки начали  ходить два стареньких пассажирских вагончика, и людям стало проще выезжать из поселка: автобусов-то не было. Наверное, настоящим праздником не только для работников железнодорожной станции, но и для всех ясненцев стало введение в эксплуатацию нового вокзала. Провели освещение, начала работать автоматика, сложился крепкий коллектив железнодорожников. В 1972 году ветка была принята в МПС, и из Ясного ушел первый пассажирский поезд «Горный лен – Оренбург». А станция продолжала жить и работать. Коллектив подобрался дружный, сплоченный, прекрасно справляющийся со своими обязанностями. Не одну сотню составов – пассажирских, грузовых – приняла и отправила в дальний путь за годы работы Анна Анисимовна. За свой непростой труд неоднократно удостаивалась наград и благодарностей. С 1995 года  А.А. Илясова на заслуженном отдыхе. 
   … Листаю тонкие ученические тетрадки, в которых аккуратным почерком написана история жизни рабочего человека И.И. Илясова. О себе Игорь Иванович говорит скромно, без бахвальства, скупо. Основную часть занимают воспоминания о рабочих буднях и  друзьях; имена «ребят», как ласково говорит о них Игорь Иванович, с которыми поначалу пришлось строить город, помогать сельчанам убирать урожай, а потом, до самого выхода на заслуженный отдых, – работать на комбинате. Имена и фамилии занимают добрую половину тетради: руководители и рабочие,  водители и механизаторы, и о каждом – самые добрые слова. Перечислить всех в рамках одной статьи невозможно. Они были молоды, полны энтузиазма,  у всех была одна цель – построить город и возвести асбестовый комбинат. И этой цели они добились.
   За рулем каких только машин не пришлось сидеть Игорю Ивановичу! А сколько тонн груза перевезти  –  не счесть: песок, уголь, кирпич, щебень – словом, все, что было необходимо для строительства города и комбината. «Работали много и с удовольствием», – вспоминает Игорь Иванович. Приходилось ездить и в Домбаровку, и в Светлый, и в совхозы района. 
   В 70-е годы строительство комбината развернулось в полную силу. Стала поступать новая техника, в том числе и БелАЗы.  Эти мощные большегрузные машины приходили в частично разобранном виде – колеса в кузове, а кузов – на платформе отдельно. Как вспоминает Игорь Иванович, месте со своим напарником В. Бауэром с помощью наставников, более опытных водителей первого и второго экипажей А. Семенова, Г. Неволина, Г. Лозового, А. Позднякова, они собирали БелАЗы, а затем вывозили на них породу в отвал. Погрузку вели опытные экскаваторщики А. Швидкий, В. Пилипенко, П. Акименко, К. Трушковский и другие. Добрым словом И.И. Илясов вспоминает членов всех экипажей, с которыми ему пришлось трудиться бок о бок, ведь работа на БелАЗе коллективная, и если нет взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, толку не будет. Работать приходилось в четыре смены, в том числе и ночью. Не все выдерживали напряженный ритм, уходили на более лёгкую работу. С последним экипажем в составе К. Гамарука, М. Яковенко, В. Жилкина Игорь Иванович проработал почти 10 лет, практически до выхода на пенсию. И сегодня, встречаясь с бывшими коллегами, они словно возвращаются в далекую молодость, воспоминаниям нет конца.
   За свою работу И.И. Илясов удостоен высоких государственных наград, среди которых орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина, медаль «Ветеран труда» и другие. В 1995  году ему присвоено звание «Почётный работник комбината «Оренбургасбест». Имея столько наград, он при этом остался скромным и непритязательным человеком.
   Но работа работой, а на первом месте для Анны Анисимовны и Игоря Ивановича всегда была и остаётся семья – сыновья Владимир и Александр, которые также работают в системе комбината, внуки Ваня и Маша. Супруги Илясовы в любви и согласии прожили более полувека. Она – мягкая, добрая, спокойная, он – веселый, жизнерадостный – человек, оптимизму и жизнелюбию которого можно лишь позавидовать. Они не только умели отлично работать, но и отдыхать, были душой любой компании. За 50 лет совместной жизни супруги не утратили теплоты отношений. Годы берут свое, и здоровье уже не то, что в молодости, но они по-прежнему бережно и заботливо относятся друг к другу.
   Счастья и здоровья вам, Анна Анисимовна и Игорь Иванович. Живите долго на радость вашим детям и внукам!


Т. ИВАНОВА.
Фото из семейного архива.
,



Спортивный курьер
 
Все ближе к вершинам ярких побед




   
Пятого мая на стадионе «Восток» состоялись зональные соревнования по футболу в зачет XI областных игр учащихся «Старты надежд-2011», посвященные Победе в Великой Отечественной войне. 

 
   

Ожидалось, что в них примут участие семь команд из соседних территорий Восточного Оренбуржья, но, к сожалению, смогли приехать лишь две из них – сборные Адамовского и Светлинского районов. Ясненский район на соревнованиях представляли воспитанники Детско-юношеской спортивной школы ЗАТО Комаровский. 
На торжественной церемонии открытия с приветственным словом к футболистам обратились зам. главы по социальным вопросам О.П. Рогозная, представитель Министерства образования Оренбургской области, инструктор-методист областной Детско-юношеской спортивной школы А.А. Кудейкин. Также поздравил ребят с открытием летнего футбольного сезона главный судья соревнований С.Я. Арутюнян.
В первой игре встретились команды Ясненского и Адамовского районов. Преимуществом в первом тайме владели адамовцы, взявшие ворота ясненцев дважды. Во втором тайме хозяевам поля удалось выровнять счет, и игра завершилась ничьей – 2:2. Встреча адамовцев и светлинцев также закончилась со счетом 2:2. Сойдясь на поле с футболистами Светлинского района, наши ребята победили соперников – 4:1.
В итоге в копилке ясненцев оказались одна победа и ничья, у адамовцев – две ничьи. В турнирной таблице места распределились следующим образом: на первое место вышли футболисты Ясненского района, вторыми стали адамовцы, третьими – светлинцы. Таким образом, наша сборная получила путевку в финал, который состоится 17-21 мая в Саракташе. Готовят спортсменов тренеры С.Н. Половеев и П.В. Пацай. Желаем футболистам захватывающих игр, красивых комбинаций и ярких побед. Удачи вам, ребята!



"Орел" вернулся в Ясный


   30 апреля в г. Гае проходил третий республиканский турнир по волейболу «Кубок Орла» памяти А.С. Горькова. В нем принимали участие команды юношей 1992-93 годов рождения детско-юношеских
спортивных школ из Новоорска, Гая, Ясного и Акъяра (республика Башкортостан). Подробнее о состоявшихся соревнованиях рассказал тренер нашей сборной Ю.Г. Каюков.
  
   «Все работы хороши, выбирай на вкус» – эти известные строчки каждый из нас знает с детства. Но когда наступает пора выбора будущей профессии, выпускники школ зачастую останавливают его на таких модных и престижных, как юрист, экономист, менеджер и др.,  забывая о том, что в нашей повседневной жизни не менее важны такие профессии, как агроном, зоотехник, технолог по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и т.д. Ведь благодаря труженикам села на наших столах каждый день есть пышный румяный хлеб и сладкий джем, мясо и молоко и другие продукты питания.
   Степное Оренбуржье – житница большого хлеба, регион, традиционно и небезуспешно занимающийся мясным и молочным скотоводством. Вырастить полновесное янтарное зерно, получить качественное молоко и мясо, переработать их в доброкачественные продукты питания – задача непростая, требующая от исполнителей глубоких теоретических знаний и крепких практических навыков.
   Специалистов высокой квалификации, обладающих крепкими знаниями и навыками, готовит агрономический факультет Оренбургского государственного аграрного университета, имеющий основательную лабораторную базу и большой научно-педагогический потенциал. Среди студентов факультета есть и выпускники школ Ясненского района. Это Алмат Алгалиев из села Акжаровка, обучающийся по  специальности «Агрономия», и  Евгения Лапина  из п.  Новосельский, будущий  технолог  производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
   Сотрудники факультета вместе со студентами наряду с учебной работой активно занимаются наукой, оказывают консультативную и практическую помощь акционерным и фермерским хозяйствам в освоении современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и переработки продукции растениеводства. При организации учебного процесса используются современные методики и инновационные формы обучения.
   Занятия в аграрном университете проходят не только в аудиториях. Студенты  часто выезжают на перерабатывающие предприятия –  мелькомбинаты, молокозаводы, мясокомбинаты, предприятия по производству кондитерских и хлебобулочных изделий, передовые коллективные и фермерские хозяйства, бывают на производственных площадках в ресурсных центрах – филиалах ОГАУ. Теоретические знания закрепляются при прохождении учебных и производственных практик. Кроме того, есть возможность пройти стажировку за рубежом. 
Студенты имеют возможность параллельно с основным получить второе высшее экономическое или юридическое образование, а также продолжить обучение в аспирантуре или магистратуре.
   По окончании обучения молодые специалисты имеют возможность трудоустроиться в качестве специалиста в различные коллективные и фермерские хозяйства, районные управления сельского хозяйства, селекционно-семеноводческие учреждения, на предприятия по переработке продукции растениеводства, а также в качестве государственного служащего системы Россельхознадзора, земельных и землеустроительных учреждений; научного сотрудника научно-исследовательских институтов сельского хозяйства; специалиста тепличного хозяйства, таможенного служащего и.д.
   На факультете созданы все условия не только для успешной учебы студентов, но и для отдыха и всестороннего развития личности: хорошо развита художественная самодеятельность, высоки достижения  в области спорта.
Словом, здесь делается все, чтобы привлечь в сельскохозяйственные вузы молодых людей, которые со временем поднимут престиж сельского труженика. Хочется верить, что новое поколение сельских тружеников, грамотных и высокообразованных, поднимет наше село на высокий уровень.
А.КУСЕТОВА.
Фото автора.


Comments