ПЯТНИЦА 26 августа 2011 ГОДА, № 99-100 (4221-22)

Навстречу августовской конференции

Уважаемые педагоги, ветераны педагогического труда, работники образовательных учреждений!

Сегодня на территории муниципального образования проходит главное собрание учителей города и района – традиционный августовский педсовет, на котором будут обсуждаться приоритетные направления модернизации муниципальной системы образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Следует отметить, что успешно прошёл эксперимент по внедрению образовательного стандарта в 1 классе средней школы № 3, а с этого учебного года все первоклассники будут обучаться по новому образовательному стандарту.
Наша новая школа – это повышение   статуса учителя, это поддержка талантливой учащейся молодёжи, это целый ряд мер, направленных на укрепление здоровья школьников. Уверены,  что педагогические коллективы наших образовательных учреждений успешно справятся со всеми поставленными задачами, что позволит поднять процесс получения знаний на качественно новый уровень.
Желаем всем участникам конференции плодотворной  работы, конструктивного, взаимополезного диалога. В преддверии нового учебного года примите, уважаемые педагогические работники, наилучшие пожелания здоровья, добра, успехов, благополучия.
 
А. КЛИМЕНКО,
глава МО Ясненский район.
И. Власова,
председатель Совета депутатов МО.

Попутного ветра!

Асия Уксукбаевна Бртаева – заместитель директора по воспитательной работе школы № 2. И пусть в должности этой она работает не так давно – всего три года, уже смогла заслужить уважение своих коллег и учеников.
 
 
Прошедший учебный год оказался для педагога по-настоящему звездным. Судите сами. Школа стала победителем целого ряда районных конкурсов: «Этнографический фестиваль», «Педагогический дебют», «Класс года-2011», «Ученик года-2011». И в этом, конечно, немалая заслуга Асии Уксукбаевны.
Человек творческий, ответственный, она к любому делу подходит со всей серьезностью, старается привнести в традиционные, ставшие привычными школьные мероприятия нечто свое, новое, оригинальное. Один пример: на линейке 1 сентября  теперь ежегодно зажигается Огонь Знаний. И право сделать это предоставляется лучшему педагогу прошедшего учебного года и лучшему ученику.
В школе создана действенная модель ученического самоуправления: есть свой президент, ему подчиняется Президентский Совет, куда входят министр печати, министр образования, министр спорта, министр культуры и министр правопорядка. Классные коллективы на общешкольной ученической конференции вырабатывают стратегию деятельности, а вот процессом ее реализации занимается Президентский Совет.
Асия Уксукбаевна признается, что невозможно было бы работать и добиваться успехов без поддержки администрации школы и педагогов. Она благодарна всем учителям учебного заведения,  а в особенности Е.В. Помазаной, Т.А. Житомир, А.Б. Водопьяновой, И.А. Харитоновой, Я.В. Жантлисовой, В.В. Эйхнеру, за отзывчивость и открытые сердца. Нельзя не отметить, по мнению А.У. Бртаевой, работу педагога-организатора Гульнар Турехановны Дуйсеналиновой. 
За небольшой срок – три года – сложилась замечательная творческая группа детей, которые стали первыми помощниками педагога в любом школьном начинании: Сергей Морозов, Диана Кужамбетова, Дилара Баймагамбетова, Жанна Макажанова, Динара Утегенова, Аня Шестакова, Андрей Чернуха, Света Новикова. 
Асия Уксукбаевна с надеждой и радостью ждет новый учебный год. Ждет встречи со своими любимыми детьми. Ей уже не терпится окунуться в атмосферу репетиций, подготовок к общешкольным творческим мероприятиям. Это, бесспорно, забирает все силы, и душевные, и физические (если, конечно, хочешь добиться достойного результата), но взамен получаешь ни с чем не сравнимое чувство морального удовлетворения и радости: ты сумел, у тебя все получилось!
Сплоченной, дружной командой отправляется в очередное годовое плавание коллектив школы № 2. На капитанском мостике – опытный «мореход», за штурвалом  сменяют друг друга, в зависимости от курса корабля, «штурманы», а на борту – веселая, шумная ватага «матросов». Счастливого плавания!
 
Виктория ШУСТОВА.
Фото автора.

И книжки, и тетрадки
теперь у нас в порядке
 
«Мама, посмотри, какие карандаши, тетрадки! А какой красивый дневник!» – восторгам первоклашки нет границ. Дневник, на обложке которого красуется «герой нашего времени» – Спайдермен, цветные карандаши, уложенные в два яруса и аккуратно заточенные, сверкающая металлическим блеском готовальня, вместительный пенал на молнии с фотографией сборной России по футболу – кажется, в портфеле собраны все «богатства», о которых школьник может только мечтать.
 

Во вторник в торжественной обстановке в актовом зале районной администрации были вручены портфели со школьными принадлежностями 66 ребятишкам, в том числе 35 первоклассникам. Подарки к 1-му сентября получили дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это стало возможным благодаря инициативе МО Ясненский район, которую поддержали многие предприятия, организации, индивидуальные предприниматели города и района – о них мы писали в нашей газете («ЯВ» от 09.08.2011 года).  На собранные средства были сформированы наборы для учеников начальной школы, среднего звена и старшеклассников, каждый – на сумму от 500 до 1 500 руб. Позаботились взрослые и о том, чтобы школьные принадлежности понравились как девочкам, так и мальчикам.
«Школьный марафон» шагает по району. Всего акцией будет охвачено порядка трехсот детей.
Спасибо всем, кто внес свой вклад в это благородное дело и подарил ребятишкам праздник!

 
Виктория Шустова.
Фото автора.
На снимке:
Даниэлла Кравченко: «Теперь я настоящая первоклассница».
 

По дороге Знаний - на "Калине"

Неординарное событие произошло в жизни Валентины Николаевны Колесник. На прошлой неделе губернатор области Юрий Александрович Берг вручил
педагогу Еленовской школы ключи от «Лады Калины».
Симпатичный, компактный хетчбек стал замечательным подарком к Дню знаний и заслуженной оценкой труда сельского учителя.
Редакция «ЯВ», конечно, не могла обойти вниманием этот факт. Накануне августовской конференции мы встретились с Валентиной Николаевной и получили массу положительных эмоций. Открытый, светлый человек, умная, интеллигентная, обаятельная женщина, талантливый педагог. Ее ученикам можно только  по-хорошему позавидовать.
 
- Валентина Николаевна, расскажите нашим читателям немного о себе. 
- Родом я из села Богдановка Тоцкого района. В Еленовку приехала в 1989 году вместе с мужем, который родом из этих мест. С Виктором вместе учились в Оренбургском пединституте: я на факультете «Русский язык и литература», он – на факультете физвоспитания.
Больше двадцати лет прошло, и за эти годы еленовская земля стала для меня родной. Мне дороги люди, с которыми прожили в одном селе не один десяток лет, школа, которой отдано столько сил и знаний, степные наши просторы, к которым, кажется, прирос корнями, прикипел сердцем.
Здесь выросли наши дети. Дочь Марина закончила в этом году педагогический университет,  живет в Оренбурге. Сын Игорь пока рядом, перешел в восьмой класс.
- Учить детей вообще тяжело, а своих?..
- Своих еще тяжелее. И не только потому, что к собственным детям невольно предъявляешь повышенные требования, иначе очень легко потерять авторитет среди учеников. Для меня каждый урок был еще и экзаменом перед собственными детьми. Я старалась провести его так, чтобы детям не было стыдно за меня, чтобы они мною гордились. Но и дети, в свою очередь, тоже выкладывались, относясь ответственно к предмету, который вела мама.
- Наверное, излишне спрашивать, любите ли Вы школу, свою профессию?
- В другой профессии я себя не представляла никогда. С детства мечтала стать педагогом, и первыми моими «учениками» были куклы. Не было мучительных раздумий, куда пойти учиться – дорога оказалась прямой, светлой и всегда интересной, не оскудевающей на встречи и новые открытия.
Всегда с теплотой вспоминаю  своих учителей, особенно Галину Ивановну Поликарпову – удивительной души человека, прекрасного педагога, которая и привила мне любовь к родному языку. Она умела найти подход к каждому ребенку. Что особенно запомнилось, она никогда не повышала на нас голос, а мы ловили каждое ее слово. В Еленовке моим наставником была талантливый педагог Наталья Николаевна Красноярцева.
- А какой стиль общения со своими учениками выбираете Вы?
- Однозначно демократичный, особенно со старшеклассниками – там командирский тон не пройдет. Но при этом в общении с детьми обязательно такое условие, как требовательность – позволять им «садиться на шею» ни в коем случае нельзя. Сохранить этот баланс порой очень нелегко.
Наше общение выходит за рамки школы, дети часто обращаются ко мне со своими проблемами. Так что, надеюсь, они не столько меня боятся, сколько уважают.
Мой прошлогодний выпуск, наверное, самый дорогой. Они были не просто учениками, а еще и друзьями по жизни. Прошел год, но связь не прервалась, мы постоянно созваниваемся, интересуемся делами друг друга.
- Какие они, современные дети? Принято считать, что они более умные, но в то же время более сложные, проблемные…
- Никогда так не скажу. Современные дети намного лучше. Они раскрепощеннее, умнее, свободнее, как ни странно, начитаннее и более приспособлены к жизни, чем мы когда-то. Да, возможно, взрослым иногда сложно их понять и принять, но так было всегда – извечный конфликт «отцов и детей».
- Да, времена меняются, и школа тоже… Самый яркий признак современности – ЕГЭ. Результаты Ваших учеников по Единому государственному экзамену – одни из лучших в районе! Есть какой-то секрет?
- Секрета нет, есть методика, в основе которой блочно-модульные технологии. И еще один залог успеха – индивидуальная работа с каждым ребенком. Я отслеживаю все результаты труда ребят, их успехи и промахи. И все «дыры» в знаниях стараюсь заполнять: оставляю после уроков, занимаюсь дополнительно.
- Сейчас, к сожалению, не принято оставлять детей после уроков. Больше распространена такая форма, как репетиторство, а оно, как мы понимаем, платное.
- Да, дополнительная работа с учащимися отнимает много времени и не оплачивается, но для меня такая форма работы приемлема. Для меня важно, чтобы дети, которых я учу, усвоили предмет и успешно сдали ЕГЭ. А брать деньги с односельчан, которые и так небогато живут  – вот это лично для меня  неприемлемо.
Требования к детям, да и учителям тоже, каждый год повышаются. Если бы от меня что-то зависело, то я бы оставила обязательный ЕГЭ по русскому языку только для тех, кто планирует поступать в ВУЗ.
 - При такой нагрузке на что-то еще хватает времени у сельского учителя?
 - На хобби в селе времени точно нет – все занимает работа, иногда даже в ущерб семье. Но хорошо, что мы с мужем и детьми живем дружно, понимаем и поддерживаем друг друга. Если выпадает свободная минутка, то иду в огород. Мечтаю, что когда уйду на пенсию, то научусь хорошо вязать и вышивать.
- А какие планы по поводу нового автомобиля?
- Очень хочу сдать на права и сесть за руль моей «Калины». Я, если честно, никогда и не мечтала о таком подарке, да еще из рук губернатора. И выражаю слова огромной благодарности всем, кто так высоко оценил мой труд: главе МО Ясненский район А.И. Клименко, зам. главы администрации по социальным вопросам О.П. Рогозной, заведующей отделом образования               Л.М. Рейдер. И, конечно, спасибо всем моим ученикам, потому что их успехи – это мои успехи.
Лариса Якупова.
Фото Виктории Шустовой.

А знаешь, всё еще будет...
 
Какой он, сельский учитель? Во многом такой же, как и десять, двадцать,
пятьдесят лет назад. Самый инициативный, самый культурный, самый справедливый.
Самый уважаемый в поселке человек, самый желанный гость в любом доме.
 
Г ульзада Булатовна Тлекпаева – из числа этих подвижников. Роль сельской интеллигенции всегда была миссионерской. А при сегодняшнем раскладе, когда все ощутимее отток жителей из небольших поселков в города, она стала одной из цементирующих сил деревенского сообщества, одной из ее основ. 
Поселок Котансу  для Гульзады не просто малая родина, где она выросла и прожила всю жизнь, это мир, который дает ощущение нужности,  дарит радость общения с дорогими сердцу людьми, помогает пережить невзгоды. Хорошо помнит Гульзада Булатовна свое детство. Помнит свою первую учительницу, Аллу Умбатаевну, после встречи с которой раз и навсегда решила для себя, что станет педагогом. Дедушка прибил для нее на стене сарая импровизированную школьную доску из куска жести, приделал подставочку для мелков, ведерочко для тряпочки. Перед «доской» поставил ящики, в которых зимой хранили мясо, к ним придвинул стульчики-чурбачки. Получился настоящий школьный класс! Семилетняя Гульзада собирала соседских ребятишек, усаживала их за «парты» и начинала урок. «Ученики» вели себя прилежно, потому что строгая «учительница» по окончании занятий каждого подопечного катала на своем велосипеде до конца улицы. «Подкупленные» таким нехитрым способом, малыши строго следовали обещанию сидеть тихо и по первому требованию выходить к доске.
В Котансинской основной школе  Г.Б. Тлекпаева преподает с 1989 года.  Отработав год  в Адамовском районе  после окончания оренбургского педучилища, она вернулась на родину.  Была учителем и математики, и русского языка, и литературы. В сельской школе возникает иногда такая ситуация, что срочно приходится осваивать новый для себя предмет. Получив высшее  образование, с 1996 года она выполняет обязанности завуча, одновременно ведет уроки истории.
В 1999 году в Котансу открылось новое здание школы. Просторное, двухэтажное. Здесь по-домашнему тепло, уютно. «У нас самые лучшие ученики, самые добрые, самые воспитанные. Самый дружный коллектив, самый хозяйственный директор – Елена Васильевна Искалиева. У нас самые лучшие технические работники, лучший повар»,– с гордостью говорит Гульзада Булатовна. Школа в поселке – это место, где собираются практически все котансинские жители. Будь то День знаний или День Матери, День пожилого человека или Новый год. И не важно: есть в семье школьник или нет. Школа уже давно перестала быть для котансинцев просто учебным заведением.
В этом году за парты в поселке Котансу сядут 29 учеников. Рассчитано здание школы на 190 детей. Два последних года здесь нет ни одного первоклассника. Десяти педагогам уже объявили, что этот учебный год станет для школы, по всей видимости, последним. Детей будут возить на занятия в город. Но у каждого из жителей поселка все-таки теплится в душе огонек надежды: «А вдруг ВСЁ ЕЩЁ БУДЕТ?»
Виктория Шустова.
Фото автора.


Мечтать, работать и любить
 
Даже самый отъявленный хулиган и задира вытягивается перед ней в струнку, потому что знает:
 у Галины Васильевны не побалуешься.
 
За 26 лет работы в школе учитель физкультуры Галина Васильевна Ломшанкина привила любовь к спорту, здоровому образу жизни не одному поколению учеников. Среди них известные в городе спортсмены: Илья Свирский, Виталий Концевалов, Александр Еремеев, Виталий Травкин, Елена Масликова и многие другие.
Родом Галина Васильевна из Оренбурга. Начинала свою педагогическую деятельность в Саракташском районе, куда попала по распределению. Там познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Васильевичем – учителем физики. А в 1988 году молодая семья перебралась в Ясный, и Галина сразу же начала работать в только что открывшейся школе № 3.
Почему выбрала такую профессию? Во-первых, отец Галины, Василий Иванович, был кандидатом в мастера спорта по лыжным гонкам и велоспорту, во-вторых, пример подавала старшая сестра, которая активно занималась волейболом, в-третьих, настоящим кумиром для девушки стала преподаватель физической культуры родной школы № 54 города Оренбурга – Надежда Акимовна. Галина Васильевна до сих пор вспоминает ее уроки в прекрасно оборудованном спортивном зале школы (одних канатов только насчитывалось там до 12 штук!). Так что примерно с седьмого класса выбор жизненного пути был уже сделан.
Галина Васильевна – невероятно мобильный человек. Собраться по первой команде и организовать детей для поездки на соревнования – проблем для нее не составляет. Кстати, это качество педагога ребята оценили давно: они с удовольствием отправляются с ней в дорогу. Если их родители знают, что  тренер и сопровождающий педагог – Г.В. Ломшанкина, то остаются спокойны за своих детей – они под надежным присмотром.
Постоянно повышая профессиональный уровень, Галина Васильевна регулярно посещает уроки своих коллег, семинары и курсы, проводимые областным институтом усовершенствования учителей и ОСДЮШОР (областная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва).
Она активно занимается самообразованием: читает новинки передовой педагогической литературы, посещает проблемные курсы и курсы базового повышения квалификации. У нее много идей и планов. Есть огромное желание работать по-новому. Нам показались интересными мысли педагога о том, что подход к преподаванию физической культуры в старших классах должен все-таки меняться. Система сдачи нормативов, которая существует сейчас, приемлема для юношей (им предстоит служба в армии). А для девушек? Для них, по мнению учителя, гораздо актуальнее становится общее укрепление организма и гармоничное развитие физики тела. И здесь следовало бы активнее внедрять в школьную практику такие новые направления, как пилатес (систему физических упражнений, разработанную Джозефом Пилатесом, которая укрепляет мышцы тела, повышает гибкость и улучшает общее физическое состояние организма); каланнетику (медленную, спокойную по форме гимнастику со статической нагрузкой, она высокоэффективна и способствует подтяжке мышц и быстрому снижению веса и объемов тела); фитбол (самые обычные упражнения, которые выполняются сидя или лежа на специальном гимнастическом мяче). У педагога есть надежда, что рано или поздно все это придет в нашу школу.
С 2002 года Галина Васильевна является руководителем школьного методического объединения, а с 2004 года – руководителем городского методического объединения учителей физической культуры. Принимает активное участие в подготовке и проведении семинаров, заседаний городского и школьного методических объединений.
Педагог проводит большую спортивно-массовую работу, ведет широкую пропаганду физической культуры и здорового образа жизни среди учащихся и их родителей. В школе постоянно проходят соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, лыжным гонкам, пионерболу, «Президентские состязания», на которых совершенствуется физическое мастерство, укрепляется здоровье школьников.
На протяжении последних лет сборные команды школы по шахматам, баскетболу, легкой атлетике, волейболу, футболу занимают призовые места в муниципальных соревнованиях «Старты надежд».
Подопечные Галины Васильевны, по результатам муниципальных соревнований «Президентские состязания», дважды принимали участие в областных состязаниях и дважды в областном телевизионном конкурсе «Веселые старты».
Неоднократно Г.В. Ломшанкина награждалась грамотами отдела образования. В ее послужном списке – благодарность главы администрации МО Ясненский район, грамота Министерства образования Оренбургской области.
По мнению Галины Васильевны, главные качества педагога – это желание совершенствоваться в своей профессии, неравнодушие и любовь к детям. Другими словами – надо уметь мечтать, работать и любить! С таким девизом учитель и шагает по жизни.
Виктория ШУСТОВА.
На снимке: команда школы № 3 – призёр областного
телевизионного конкурса «Весёлые старты», 2009 год

В районе ачалась уборочная страда

В большинстве хозяйств района началась уборочная страда, хотя на сегодняшний день еще не все включились в эту работу.
По данным управления сельского хозяйства района, по состоянию на 24 августа в районе убрано 30 процентов площадей, урожайность составляет 7,5 центнера с гектара. СПК убрано 14 процентов посевных площадей при урожайности 7,2 ц/га, крестьянско-фермерскими хозяйствами – 39 процентов, и урожайность в целом у них составляет 7,6 ц/га.
Что касается отдельно каждого хозяйства, то там картина следующая. СПК «Исток» находится пока на начальной стадии: здесь убрано 2 процента площадей при урожайности 5 ц/га. ООО «Ассоль» – 50 процентов, урожайность 6,5. СПК «Дружба» – 25 процентов, урожайность 7,8. ООО «Целинное» – 26 процентов (6,4). В ООО «Кумакское» убрано 34 процента, урожайность здесь пока самая высокая – 8 ц/га. ООО «Теорема» убрало 22 процента своих посевных площадей при урожайности 7 центнеров с гектара.
После прошедших дождей уборочные работы в хозяйствах приостановлены. Но уже в ближайшее время, если не помешает погода, сельчане продолжат уборку хлебов. К ним присоединятся и остальные хозяйства.

Соб. инф.

Comments