"Ясненский вестник" № 56 18.05.2010 г

Местное самоуправление: "Проверено на практике!"

  В минувшую пятницу, 14 мая, Ясный принимал высоких гостей. Представители органов власти из двенадцати близлежащих территорий Оренбургской области, депутаты и сотрудники аппарата Законодательного собрания во главе с председателем Д.В. Кулагиным собрались в нашем городе, чтобы в формате «круглого стола» обсудить практику работы представительных органов муниципальных образований области в условиях реформы местного самоуправления, поговорить об успехах и проблемах.

 
Среди участников «круглого  стола» нельзя не назвать депутатов Законодательного собрания области В.А. Франца, И.И. Насыбуллина, Л.С. Борзунову, А.В. Герасименко, Ш.Л. Исмагилова, а также заместителя председателя Счетной палаты области А.В. Трубникову. Свои территории представляли главы муниципальных образований и председатели Советов депутатов городов Орска, Новотроицка, Медногорска, Гая, Адамовского, Гайского, Домбаровского, Кваркенского, Кувандыкского, Новоорского, Светлинского, Ясненского районов, ЗАТО Комаровский.
  Д.В. Кулагин передал всем участникам «круглого стола» наилучшие пожелания от имени губернатора А.А. Чернышева и поблагодарил за организацию мероприятия хозяев территории: главу МО Ясненский район А.И. Клименко, которому было предоставлено приветственное слово, председателя Совета депутатов В.Г. Гаусса, главу МО город Ясный О.М. Травкина, главу администрации Ю.М. Короткова, главу МО ЗАТО Комаровский С.В. Анадрузского.
Программа четырехчасового «круглого стола», который прошёл в актовом зале районной администрации, была насыщенной: девять основных выступлений и обсуждение в прениях. Каждое из выступлений не оставалось без точного, компетентного и талантливого комментария Дмитрия Владимировича Кулагина, который, чувствовалось, был абсолютно в теме. Он искусно направлял диалог в нужное русло, умело расставлял акценты, демонстрируя мастерское владение словом и незаурядное чувство юмора.
 
Пятый год местные органы власти живут по новому 131-му закону. Годы эти не были простыми. Самые тяжелые – первые, когда муниципалитеты с трудом сводили концы с концами, когда шло разграничение полномочий и  раздел имущества. Положение стало выравниваться к 2008 году, который можно назвать самым удачным в плане финансирования. Потом наступил год 2009-й – кризисный, и снова откат назад, падение на 12 процентов индекса промышленного производства, рост безработицы, урезание программ, секвестирование бюджетов. Год 2010-й, хочется надеяться, даст нам больше оснований для оптимизма.

  Пятый год местные органы власти сдают экзамен на выживаемость, на «профпригодность». А самым важным экзаменом для них станут выборы, которые пройдут в октябре нынешнего года в 608 муниципальных образованиях области. Ясненцы будут всенародно избирать главу района, депутатов районного, городского и сельских Советов.
  Реформа местного самоуправления только в начале своего пути, и путь этот оказался тернистым и непредсказуемым, иногда, казалось, несовместимым с реальной жизнью. Вот только один факт: за прошедшие годы в закон было внесена не одна сотня поправок, и конца этому процессу пока не видно. И самое главное, все это напрямую отражается на нашей с вами жизни. Но как бы то ни было, мы движемся, разгребаем завалы, находим компромиссы и верные решения, развиваемся. Местное самоуправление просто обязано выжить – это, если хотите, вопрос национальной безопасности. И в этом процессе, как отметил Д.В. Кулагин, все мы союзники! Мы все хотим жить хорошо, и чтобы основная масса проблем решалась на уровне городов и сел.
 
О роли и значении деятельности депутатов Законодательного собрания в решении социально-экономических проблем территории рассказал И.И. Насыбуллин. Это наш депутат, который активно работает в округе, на практике решает проблемы населения. Постоянно общаясь с главами территорий, Ильдар Ирмутович находит вместе с ними самые «больные» точки и направляет туда депутатские средства. Решение проблемы водоснабжения сельских населенных пунктов Ясненского района – его непосредственная заслуга. И это только один реальный пример работы депутата.

  О том, как правильно и умело расходовать бюджетные средства, шла речь в выступлении заместителя председателя комитета Законодательного собрания по вопросам бюджетной, налоговой и финансовой политики В.А. Франца. Принятый закон о межбюджетных отношениях дал толчок к тому, чтобы финансовая политика в отношении местного самоуправления стала более четкой и прозрачной. Система требует совершенства, и работа такая постоянно ведется. Необходимо, считает Виктор Абрамович, не просто отдавать бюджетные средства муниципалитетам, а на конкретные цели, на развитие, чтобы эти деньги работали и приносили доход. На выравнивание межбюджетных отношений в 2007 году муниципалитетам было выделено 260 миллионов рублей, а в 2008 – уже более миллиарда. Фонд финансовой поддержки поселений был увеличен на 750 миллионов рублей, городов и районов – на 450 миллионов.
  Закон один, но приживается он по-разному. Каждый ищет свой путь, и потому практика отдельных регионов особенно ценна. Это то, что пережито на собственной «шкуре», ценой своих ошибок и побед. 
  Интересен опыт города Орска. Во-первых, здесь сделана ставка на роль общественности, населения города в развитии местного самоуправления. Работает общественная палата, через которую, как через сито общественного мнения, проходят все решения, и контрольно-счетная палата, чтобы каждая копейка знала счет. Созданы территориальные 
                  В.А. Франц.                            общественные  группы самоуправления. Какие проблемы беспокоят орчан? Нет обратного закона о передаче объектов недвижимости из федеральной и областной собственности в муниципальную; слишком часто вносятся поправки в 131-й закон – не успевают на местах вносить изменения в Устав; выдвижение по партийным спискам на выборах нарушает конституционные права граждан – беспартийным быть невыгодно; нигде не оговорены наказы избирателей и недостаточно проработан статус депутата.

Говорили главы и председатели Советов депутатов различных территорий в этот день о несовершенстве налоговой системы – зависимости от одного налога, трудностях развития жилищно-коммунального комплекса и излишней централизации. Вопрос доверия населения к органам власти поднял в своем выступлении председатель Совета депутатов ЗАТО Комаровский                С.А. Карпенко. Поддерживая тему, Д.В. Кулагин призвал активнее подключаться к разъяснительной работе районные СМИ, а власти порекомендовал находиться в постоянном диалоге с населением и развивать общественное самоуправление.
  Все четыре предыдущих года муниципалитет города Ясного сработал без бюджетного дефицита, строилось жилье, производился капитальный ремонт многоквартирных домов, внедрялись проекты коммунального и дорожного строительства, для чего привлекались многомиллионные инвестиции из областного и федерального бюджетов (докладывал на «круглом столе» глава администрации города Ю.М. Коротков). Одной из основных проблем муниципальной власти остается инвентаризация объектов коммунальной инфраструктуры для их дальнейшей передачи в долгосрочную аренду.
  Необходимость участия в федеральных программах прозвучала и в выступлении председателя Совета депутатов Светлин-ского поссовета А.Н. Болтенкова. Наши соседи тоже не упускают возможности и стучатся во все двери, строятся, ремонтируют дороги. А вот для сельских муниципалитетов участие в программах – почти несбыточная мечта: не хватает денег на элементарное – проектно-сметную документацию. Сложно даже Теренсаю Адамовского района, несмотря на поддержку депутата, директора агрохолдинга «Целина» И.И. Насыбуллина. Нет в селах специалистов, тех же юристов, и потому стали сельские муниципалитеты самой удобной мишенью для разного рода проверок и контроля государственных органов.
  После запланированных выступлений  наступило время «свободного микрофона», когда все желающие имели возможность высказаться о самом злободневном и наболевшем. О пожарах, в результате которых горят леса Саринского плато, говорили первые лица Кувандыкского района, и нет закона, чтобы привлекать к этой спасительной миссии добровольцев. Проблему бесконечных проверок и судебных исков поднимали новоорчане и др.

  Откровенный, порой острый разговор, на который и нацеливал в начале диалога Д.В. Кулагин, состоялся. Целая гамма самых разнообразных, старых и новых, под разным углом зрения, проблем высветилась в результате, аккумулировалась в головах и на бумаге. В одночасье их, конечно, не решить, но вода ведь и камень точит. Опыт территорий будет тщательно обобщен, проблемы и вопросы сформулированы и переданы тем, от кого зависит их решение. «Наверху» будут вновь внесены поправки, которые спустятся «вниз», на места, где, по большому счету, и решается
судьба местного самоуправления. Так что все в наших с вами руках
!


Дмитрий Кулагин:
"Считаю, мы движемся в правильном направлении"

 
В перерыве Д.В. Кулагин ответил на вопросы СМИ, которых в этот день было немало, что вполне объяснимо масштабом и важностью мероприятия.

Корр. Дмитрий Владимирович, почему именно город Ясный, территория достаточно удаленная от центра, был выбран для проведения «круглого стола»?
  Д.К
. Не всегда оправданно, что областные и зональные меро-приятия проходят на территориях, приближенных к центру. Ведь когда достаточно большая команда специалистов приезжает в удаленные муниципалитеты, это помогает и самому муниципалитету лучше понять свои проблемы, и выработать механизм их решения. И Ясный, как территория, находящаяся на крайнем востоке нашей Оренбургской области, как никогда подходит для этой цели. Это удобно и с технической точки зрения, потому что мы не хотим сейчас, в сезон посевной, отрывать людей от повседневной работы и отправлять их в Оренбург или другие города за сотни километров.
  А вторая причина в том, что город Ясный и Ясненский район – это муниципалитет, имеющий комплексную структуру. Это и город, и село, и сельское хозяйство, и промышленное производство, и расположение закрытого административно-территориального образования, и воинские формирования. Плюс в деятельности местного муниципалитета отражаются те проблемы, с которыми сталкивается вся муниципальная власть, и в то же время просматриваются пути решения, которые органы местной власти находят, чтобы выйти из той или иной реальной ситуации. В Ясненском районе это наглядно проявилось в работе при исполнении бюджета территории, когда были вопросы и непонимания со стороны области, но муниципалитет отстоял свою позицию и вопрос стал решаться в положительную сторону. Так что мы приехали сегодня сюда, чтобы и опыт посмотреть, и людям удобство доставить.
  Корр. Одно из самых интересных и содержательных выступлений первой части «круглого стола» прозвучало из уст председателя Совета депутатов МО город Орск Л.К. Березняка. Как бы Вы прокомментировали обозначенные в нем проблемы?
  Д.К.
Проблемы обозначены, действительно, реальные. Леонид Константинович больше сосредоточился на вопросах организационно-административного характера: это и выборное законодательство, и полномочия депутатов. И нам, организаторам мероприятия, он кое-что подсказал, мы обязательно возьмем это на вооружение. Также была обозначена проблема, которая характерна, безусловно, для всех муниципалитетов, – финансирование органов местной власти при осуществлении полномочий. Вопрос, наверное, самый больной. И хотя, я считаю, мы движемся в правильном направлении и за последние два года серьезно пересмотрели пополнение доходной части бюджетов, особенно поселений, вопросов еще остается очень и очень много. В выступлении прозвучало, что количество полномочий городского округа увеличилось с 27 до 38, а средства на выполнение этих полномочий поступают далеко не в полном объеме. Так что проблемы были подняты совершенно справедливые.
  И я бы еще добавил кадровую проблему. В обязательном порядке надо думать над тем, кто принимает решения, насколько этот человек подготовлен, потому что некомпетентный управленец может и деньги неграмотно потратить, и принести больше вреда, чем отсутствие денег по принципу.
  Корр. Была озвучена также идея так называемого норматива, расчета при финансировании. Какая-то работа ведется в этом направлении?
  Д.К.
Да, это как раз прозвучало в выступлении заместителя председателя комитета по бюджетной, налоговой и финансовой политике В.А. Франца. Мы сейчас серьезно ведем работу в рамках Законодательного собрания совместно с правительством над тем, чтобы максимально возможно, подчеркиваю, насколько это возможно, регламентировать расходные обязательства и муниципалитетов, и областного бюджета. Потому что когда расписаны направления, установлены нормативы, тогда и понятно, на что можно ориентироваться муниципальной власти при выполнении своих полномочий. Если реально просчитано, что, допустим, содержание объектов образования обходится в 10 миллионов, а денег на это предусмотрено только пять миллионов, то тогда, извините, придется латать тришкин кафтан и в полном объеме выполнить полномочия не удастся. Поэтому мы и хотим все разложить по полочкам. И для удобства финансистов, которые заботятся о сохранении бюджета, расписывают его, и для тех, кто является пользователем бюджетных средств. Тогда, я думаю, это будет справедливо.

Л. Якупова.
Фото В. Антонова.

Каникулы-2010
Подумайте об отдыхе детей уже сегодня

  Приближается пора летних каникул, и родители задумываются о том, как организовать отдых и оздоровление своих детей. Сегодня специалист управления социальной защиты населения М.Н. ТИМОФЕЕВА разъясняет основные моменты, отвечает на часто задаваемые вопросы родителей.
  Правительством Оренбургской области установлена средняя стоимость путевки в загородные лагеря из расчета 419 рублей на одного ребенка в сутки, в санатории и санаторные оздоровительные лагеря – 690 рублей на одного ребенка в сутки. Чтобы приобрести путевку в детский санаторий, загородный детский оздоровительный лагерь необходимо обратиться по месту работы родителей, написав заявление на имя руководителя предприятия, организации.
Неработающие граждане могут обратиться за справкой в управление социальной защиты населения по адресу: г. Ясный, ул. Строителей, д. 7, кабинет № 9, тел: 2-13-08.
  В детские санатории и санаторные учреждения Оренбургской области плата за путевку производится за счет средств областного и федерального бюджетов. За счет средств областного бюджета подлежат оплате путевки в детские оздоровительные лагеря в размере 50 процентов – для работающих граждан (за исключением работающих в бюджетных учреждениях), 90 процентов – для детей граждан, работающих в бюджетных учреждениях, 100 процентов – для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также для одаренных детей.
  Если вы самостоятельно приобрели путевку в загородный детский оздоровительный лагерь, то можете получить компенсацию в размере не более 50 процентов от фактической стоимости путевки, но не более 50 процентов средней стоимости путевки, установленной Правительством Оренбургской области. Для получения компенсации необходимо написать заявление с указанием расчетного (лицевого) счета, предоставив в управление социальной защиты населения следующие документы: копию паспорта родителя, копию документа, удостоверяющую личность ребенка, на которого приобретена путевка, справку с места регистрации ребенка, справку (справки) с места работы родителей, подтверждающие, что путевка (или денежные средства) в текущем году не выделялась, документ, подтверждающий факт оплаты путевки, обратный талон к путевке.
  За более подробной информацией можно обратиться в Управление социальной защиты населения по телефону 2-13-08.


Наш корр.

Прокурорский надзор
Экология-хрупкий организм, требующий постоянного внимания

 Прокуратурой Ясненского района в апреле и первой половине мая были проведены проверки на территориях муниципальных образований Ясненского района по соблюдению органами местного самоуправления законодательства об охране окружающей среды и отходах производства и потребления.
  В результате проверок установлено, что на территории района повсеместно нарушаются нормы природоохранного законодательства. Допускается негативное воздействие на окружающую среду, нарушаются конституционные права граждан на благоприятную экологическую обстановку.
  На территории города Ясного и сельских поселений муниципального образования Ясненского района и города Ясного образованы множественные несанкционированные, так называемые стихийные свалки мусора, отходов и продуктов потребления. Допущено попадание отходов на почву и в воду. Нарушены санитарные правила содержания территории населённых пунктов.
 
Были приняты меры прокурорского реагирования для восстановления прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и устранения допущенных нарушений законодательства об охране окружающей среды. В связи с чем в Ясненский городской суд направлено 12 исковых заявлений об оспаривании бездействия органов местного самоуправления по обязанностям, вменённым должностным лицам муниципальных органов власти Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по организации сбора и вывоза мусора на подведомственной территории и устранению выявленных нарушений закона, а именно – уборки несанкционированных мест расположения бытовых отходов и мусора с приведением занимаемых земельных участков в надлежащее состояние.
  По фактам нарушения природоохранного законодательства и ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами органов муниципальной власти прокуратурой района было внесено 8 представлений с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности.
  В отношении ряда должностных лиц органов местного самоуправления прокурором Ясненского района приняты меры административного воздействия. По выявленным нарушениям природоохранного законодательства возбуждено 7 дел об административных правонарушениях по части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Стоит заметить, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от 1000  до 2000 рублей; на должностных лиц – от      10 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000  до 50 000  тысяч рублей и на юридических лиц – от 100 000  до 250 000 рублей соответственно.
Следует отметить, что в 2010 году надзор за исполнением законов об охране окружающей природной среды является для органов прокуратуры одним из приоритетных направлений. Из-за высокого количества нарушений в данной сфере надзор за исполнением природоохранного законодательства государственными органами, осуществляющими экологический контроль, ответственными должностными лицами в органах муниципальной власти, гражданами и иными участниками указанных отношений будет усилен.
В заключении хотелось бы отметить, что экология района, города или сельских поселений – это хрупкий организм, который требует постоянного внимания не только со стороны государственных и муниципальных органов власти, но и со стороны местного населения. Необходимо понимать, что только бережное, вдумчивое, небезразличное отношение людей поможет сохранить здоровую окружающую среду и благоприятную обстановку на территории города и посёлков нашего района.
П. Дегтярёв,
прокурор района,
юрист 1-го класса.

 За "домашний алкоголь" - уголовная ответственность

  Рядовые граждане порой проявляют такую находчивость, что остается лишь удивляться, к каким только мерам ни прибегают наши соотечественники, чтобы получить доход практически из ничего! Из рук в руки передаются рецепты самогоноварения (вспомните легендарных гайдаевских «Самогонщиков»), конечный продукт которого у населения пользуется широкой популярностью.
  Так, гражданин Д., проживающий в селе Акжарском Ясненского района, решил начать свой «бизнес». В декабре 2009 года «народный умелец» изготовил для последующей продажи три литра самогона и хранил его у себя дома. Через некоторое время нашелся и клиент – гражданин К., согласившийся заплатить за бутылку с зеленым змием 50 рублей. Но использовать по прямому назначению приобретенный самогон ему так и не удалось – покупка была изъята у гражданина К. в ходе личного досмотра сотрудниками милиции.   
  Изъятое спиртное было отправлено на физико-химическую экспертизу, которая показала, что данная жидкость имеет превышения предельно допустимых концентраций в микрокомпонентном составе: по массовой концентрации сивушных масел (побочного продукта спиртового брожения – прим. автора) в 53,3 раза и 84,7 раза. Все анализируемые пробы спиртосодержащих жидкостей домашнего изготовления согласно ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2004 года с изменениями на 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не соответствуют требованиям к обеспечению безопасности жизни и сохранения здоровья потребителей.
  Для незадачливого самогонщика законодательством установлена уголовная ответственность за осуществление сбыта спиртосодержащей жидкости, не отвечающей требованиям безопасности.
  По решению ясненского  городского  суда, гражданин Д. признан  виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ. По  этой статье ему назначен штраф в доход государства в размере трех тысяч рублей. Опасная жидкость была уничтожена.
Нехитрый вывод можно сделать из этого случая – не бывает легкой наживы. Торговля спиртосодержащей продукцией сомнительного качества или собственного изготовления уголовно наказуема, а ее употребление может привести к тяжким последствиям.
А. Кусетова
(по материалам
пресс-службы
 Ясненского городского суда).

Comments