ВТОРНИК, 24 ЯНВАРЯ 2012 года, № 8 (4283)

Воспитатель года

ДЕНЬ В ХОРОВОДЕ ДЕТСКИХ ГЛАЗ

  
20 января состоялся районный муниципальный конкурс «Воспитатель года»
Каким должен быть воспитатель детского сада – человек, которому мы доверяем самое дорогое, что у нас есть, – своего ребёнка? Добрым, скажете вы, заботливым, ответственным. А ещё он должен идти в ногу со временем, потому что педагогическая наука, как и всякая другая, не стоит на месте. Более того, сейчас уже никто не станет подвергать сомнению мысль о том, что качественное дошкольное воспитание и образование – едва ли не главный залог успеха в становлении и развитии личности ребёнка.


   Профессия воспитателя, к сожалению, мало популярна среди нынешней молодёжи: ответственность перед родителями и обществом слишком велика, отнимает эта работа много душевных и физических сил, требует самоотдачи и терпения, а оплачивается труд педагога дошкольного учреждения – об этом известно каждому – довольно скромно. Поэтому вдвойне отрадно знакомство с молодыми воспитателями, которые не только соответствуют современным требованиям, предъявляемым к людям этой профессии, но и активны, целеустремленны, а главное, уверены: выбор жизненного пути сделан ими правильно.
Ежегодный муниципальный конкурс «Воспитатель года» даёт уникальную возможность – познакомить общественность с лучшими представителями этой профессии, с теми изменениями, которые вносит время в содержание деятельности педагога дошкольного учреждения, с достижениями наших воспитателей в этом нужном и, как никогда прежде, востребованном в обществе труде.

   За звание «Воспитатель года» решили побороться в этом году трое педагогов: Ирина Николаевна Смолдырева (детский сад № 3 «Тополёк»), Лилия Вячеславовна Каирова (д/с № 2 «Золотой ключик») и Шулпан Исембаевна Шукурбаева (д/с № 10 «Колосок», п. Еленовка). Площадкой для проведения конкурса стал уютный и гостеприимный «Светлячок», который основательно подготовился к столь ответственному мероприятию (за что отдельная благодарность его заведующей Валентине Ивановне Банной).
   После приветственного слова председателя жюри – заместителя главы районной администрации по социальным вопросам О.П. Рогозной, методист по дошкольному образованию М.Я. Кузнецова познакомила присутствующих с содержанием и регламентом конкурса. Участницам предстояло пройти четыре этапа: представить свою визитную карточку в виде компьютерной презентации, в которой ярко и лаконично должна быть отражена личность педагога: жизненный девиз, «три истины и две неправды» о нём, высказывание о педагоге его воспитанников и коллег; открытое занятие в незнакомой группе; методический семинар, на котором конкурсанты представляли свой профессиональный опыт; и, наконец, участие в так называемом «открытом микрофоне», где воспитатели могли продемонстрировать умение вести дискуссию по актуальной, общественно значимой проблеме.
Профессиональное мастерство, личностные качества, выдумку и талант участников зрители имели возможность оценить на каждом из этих этапов. Но наиболее показательным, без сомнения, в этом плане оказалось открытое занятие с детьми.
   «В гостях у Снегурочки» – так назвала своё занятие в средней группе Ирина Смолдырева. Перевоплотившись в сказочный персонаж (а потребовались для этого всего лишь шапочка и пелеринка, отороченная мехом), воспитатель в увлекательной игровой форме рассказала ребятишкам о свойствах снежинок и сосулек. Увиденное полностью меняло привычное представление о занятии. Здесь не было традиционного «рассаживания» детей на стульчики перед педагогом, а происходило свободное перемещение малышей «в пространстве», что давало им возможность двигаться, танцевать, прыгать. Но при этом ни один из них не отвлёкся, не отошёл в сторону – настолько велико оказалось внимание детей к тому, о чём говорила, что показывала сказочная гостья. Скромное очарование, молодость (ведь Ире всего 23 года), удивительно мягкий, приятного тембра голос – всё это заставляло детей буквально не сводить с неё глаз. Было видно, как они соперничали между собой в том, кто займёт место рядом с ней, возьмёт её за руку. Каждый старался быть замеченным Снегурочкой. Профессиональную компетентность продемонстрировала И.Н. Смолдырева и на этапе «самоанализа» своего занятия, «разложив по полочкам» методы, приёмы, задачи и результаты представленной ею на суд жюри образовательной деятельности.
  
Воспитатель детского сада «Золотой ключик» Лилия Каирова отправилась с ребятами старшей группы в «кругосветное путешествие». Лилия Вячеславовна продемонстрировала, как применяет на практике интерактивную систему VOTUM, которую педагоги дошкольных образовательных учреждений Ясного едва ли не первыми в области начали успешно осваивать. Совершив «путешествие» по материкам, познакомившись с фауной разных частей света, дети имели возможность проверить полученные знания с помощью новой компьютерной системы. Её преимущество состоит в том, что ребёнок контактирует только с пультом, на котором он нажимает кнопочки, давая ответ на вопрос воспитателя. После опроса на экране мгновенно появляются результаты: каждый видит свои достижения и может сравнить их с достижениями своих товарищей. Ну а педагогу система VOTUM даёт возможность быстро провести диагностику усвоения знаний его подопечными и скорректировать в дальнейшем свою работу, если у ребят возникли какие-то трудности. Современным детям, уже владеющим в большинстве своём компьютерными технологиями, очень нравится такая форма занятий. Лилия Вячеславовна подкупила зрителей и жюри тактом, умением держать в поле своего зрения каждого ребёнка.
   Самым опытным участником конкурса стала Шулпан Исембаевна Шукурбаева из детского сада № 10 «Колосок», п. Еленовка. Её педагогический стаж насчитывает уже 22 года. Но тем интереснее было наблюдать, как педагог сочетает в своей практике классические приёмы работы с детьми и современные формы и методы образования дошкольников.
   Её занятие в подготовительной группе было посвящено закреплению знаний ребят о государственной символике России. Интересно, занятно, доступно Шулпан Исембаевна беседовала с будущими первоклассниками о флаге, гербе, гимне России, о таких народных символах нашей родины, как берёзка и матрешка. В «копилке» педагога оказался большой арсенал средств и приёмов, которые сделали занятие зрелищным, информативным. Здесь были и демонстрационные слайды, и театр теней, и хороводы вокруг берёзки, и выставка изделий из этой породы дерева, и огромная матрёшка, таящая в себе целое семейство себе подобных, и весёлые игры. Спокойный, доброжелательный тон воспитателя, умение расположить к себе детей создали доверительную атмосферу, помогающую ребятам раскрепоститься и активно сотрудничать с незнакомым для них педагогом.
Живой, острой, заинтересованной стала дискуссия среди участников на завершающем этапе конкурса «Открытый микрофон». Воспитатели имели возможность высказать свои мысли по поводу внедрения новых федеральных государственных требований в систему дошкольного образования. Все показали хорошее знание нормативных документов, умение разбираться в структуре современной образовательной системы.
По итогам четырёх этапов конкурсного дня звание «Воспитатель года» получила самая юная участница Ирина Николаевна Смолдырева (д/с «Тополёк»). Лилия Вячеславовна Каирова (д/с «Золотой ключик») была отмечена жюри дипломом «За современность и новизну», а Шулпан Исембаевна Шукурбаева (д/с «Колосок», п. Еленовка) награждена дипломом «За патриотизм и активную гражданскую позицию».
Муниципальный конкурс «Воспитатель года» – зрелище необыкновенно интересное, увлекательное. Его подготовкой занимается огромное количество людей: воспитатели, методисты, заведующие детскими садами, специалисты отдела образования, профсоюзный комитет работников образования. Не первый год главным вдохновителем и координатором этого мероприятия становится методист отдела образования Мария Яковлевна Кузнецова – человек увлечённый и творческий. Хочется также выразить благодарность от лица всех участников спонсору конкурса – директору Ясненского хлебозавода М.Е. Мустафиной.
   Поиск талантливой молодёжи, её поддержка, в том числе и через конкурсное движение, – это неоценимый вклад в дело поднятия престижа профессии воспитателя детского сада, которая рано или поздно займёт достойное место в рейтинге самых востребованных профессий нового времени.

Виктория ШУСТОВА.
Фото автора.


Я вам пишу


 ВАЖНО ЧТИТЬ ПАМЯТЬ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ
 
 
  Наверняка мало кто из ясненцев знает, что, кроме ныне действующего кладбища, в районе вертодрома (с левой стороны от блока кооперативных гаражей) есть старое, на котором похоронены люди, ушедшие из жизни в начале 60-х годов – по разным данным от 23 до 26 человек. Здесь погребены первый погибший на промбазе А. Четыркин, погибшие военнослужащие. Кто-то переносит прах своих родных на действующее кладбище, как это сделал когда-то бывший директор хлебозавода Я. Волошко, перезахоронив останки своей мамы, но в большинстве своем могилы заброшенные.
   Вот уже 48 лет здесь покоится мой дедушка, ветеран гражданской и Великой Отечественной войн. На протяжении всех этих лет я, как мог, ухаживал за могилой деда: латал оградку, менял сгнившие от времени памятники. С помощью добрых людей, которым сердечная благодарность и низкий поклон от моей мамы и всей нашей семьи, установил православный крест, посадил пять кустов серебристого лоха.
   Я надеюсь на то, что среди ясненцев есть родственники тех, кто похоронен на этом кладбище, поэтому обращаюсь в первую очередь к ним за помощью в наведении здесь порядка, ведь это очень важно – чтить память наших родных и близких.

Владимир МАЛЁНКИН


                                   


Авторская статья Владимира ПУТИНА:

"РОССИЯ СОСРЕДОТАЧИВАЕТСЯ - ВЫЗОВЫ, НА КОТОРЫЕ МЫ ДОЛЖНЫ ОТВЕТИТЬ"

Только от нас зависит, как мы ответим на сегодняшние вызовы и как используем свой шанс, чтобы укрепить себя
и своё положение в быстро меняющемся мире.
В. Путин.


   4 марта граждане России придут на избирательные участки, чтобы выбрать Президента страны. Сейчас в обществе разворачивается много дискуссий.
Считаю необходимым высказать свою позицию по ряду вопросов, которые мне кажутся важными для широкого обсуждения. С какими рисками и задачами России придётся столкнуться? Какое место мы должны занять в глобальной политике и экономике? Будем ли следовать за развитием событий или сами участвовать в формировании правил игры? Благодаря каким ресурсам сможем усилить свои позиции и, подчеркну, обеспечить стабильное развитие? Причём такое, которое не имеет ничего общего с застоем. Потому что в современном мире стабильность – это достояние, которое можно только заслужить, заработать упорным трудом, проявляя открытость к переменам и готовность к назревшим, продуманным и просчитанным реформам.
Постоянно повторяющаяся в истории проблема России – это стремление части её элит к рывку, к революции вместо последовательного развития. Между тем, не только российский опыт, а весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегания вперёд и ниспровержения без созидания.
Этому противостоит другая тенденция, противоположный вызов – склонность к застою, к иждивенчеству, неконкурентность элит и высокий уровень коррупции. Причём, при каждом удобном случае «ниспровергатели» буквально на глазах превращаются в «самодовольных господ», которые противятся любым переменам и ревностно охраняют свой статус и привилегии. Либо происходит ровно обратный процесс – «господа» превращаются в «ниспровергателей».
Отсюда – очень «короткое дыхание» политики, её ограниченность вопросами текущего сохранения или передела власти и собственности.
Такая ситуация традиционно порождалась слабостью общественного контроля за политиками, неразвитостью в России гражданского общества. Положение дел здесь постепенно меняется, но пока ещё очень медленно.
Не может быть реальной демократии без того, чтобы политика принималась бы большинством населения, отражала бы интересы этого большинства. Да, возможно на короткий период увлечь значительную часть общества звонкими лозунгами, образами прекрасного будущего; но если потом люди не увидят себя в этом будущем, они надолго отвернутся и от политики, и от общественных задач. Так уже не раз бывало в нашей истории.
Сегодня говорят о разных формах обновления политического процесса. Но о чём предлагается договариваться? О том, как устроить власть? Передать её «лучшим людям»? А дальше-то что? Что делать-то будем?
Меня тревожит, что у нас практически не происходит обсуждения того, что надо делать за рамками выборов, после выборов. На мой взгляд, это не отвечает интересам страны, качеству развития нашего общества,  уровню его образования и ответственности.
Российские граждане, мне кажется, должны получить возможность обсуждать не только достоинства и недостатки  политиков, что само по себе не плохо – а именно содержание политики, те программы, которые намерены осуществлять те или иные политические деятели. Вызовы и задачи, которые должны быть в центре внимания этих программ. Как мы сможем улучшить нашу жизнь, сделать более справедливым общественное устройство. Какой вектор экономического и социального развития предпочтём.
Нужен широкий диалог – о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе, национальном развитии  и национальных перспективах. Эта статья – приглашение к такому диалогу.
Где мы находимся
и куда идём
Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития вышла из глубокого спада, который последовал за крахом тоталитарной модели социализма и последовавшим за ним распадом Советского Союза. Несмотря на кризис 2008-2009 годов, который «вычел» из наших усилий целых два года, мы достигли и преодолели показатели уровня жизни самых благополучных лет СССР. Например, продолжительность жизни в России уже выше, чем в Советском Союзе в 1990-1991 годах.
Развивается экономика – а это, прежде всего, люди, их работа, их доходы, их новые возможности. По сравнению с 90-ми годами бедность сегодня сократилась более чем в 2,5 раза. Практически ушли в прошлое «зоны застойной бедности», когда в больших городах дееспособные и активные люди не могли найти работу или же им месяцами не платили зарплату. Согласно независимым исследованиям, реальные доходы четырех из пяти россиян превышают уровень 1989 года – «пика» развития СССР, после которого началось падение и разбалансировка всего социально-экономического организма страны. Больше 80 процентов российских семей сегодня имеет более высокий уровень потребления, чем средний уровень потребления советской семьи. Обеспеченность бытовой техникой выросла в полтора раза – до уровня развитых стран. У каждой второй семьи есть автомобиль – рост в три раза. Значительно улучшились и жилищные условия. Не только среднестатистический гражданин России, но и наши пенсионеры сейчас потребляют основных продуктов питания больше, чем в 1990-м.
Но что особенно важно – в России за последние 10 лет сформировался значительный слой людей, которых на Западе относят к среднему классу. Это люди с доходами, которые позволяют в достаточно широких пределах выбирать – потратить или сберечь, что купить и как именно отдыхать. Они могут выбирать такую работу, которая им нравится, у них есть определенные накопления.
И, наконец, средний класс – это люди, которые могут выбирать политику. У них, как правило, уровень образования такой, что позволяет осознанно относиться к кандидатам, а не «голосовать сердцем». Словом, средний класс начал реально формулировать свои запросы в разных направлениях.
В 1998-м году средний класс составлял от 5 до 10 процентов населения – меньше, чем в позднем СССР. Сейчас средний класс, по разным оценкам, составляет от 20 до 30 процентов населения. Это люди, доходы которых более чем втрое превышают средний заработок 1990 года.
Средний класс должен расти и дальше. Стать социальным большинством в нашем обществе. Пополняться за счёт тех, кто тащит на себе страну – врачей, учителей, инженеров, квалифицированных рабочих.
 Главная надежда России – это высокий уровень образования населения, и прежде всего – нашей молодёжи. Это именно так – даже при всех известных проблемах и нареканиях к качеству отечественной образовательной системы.
Среди наших граждан в возрасте 25-35 лет высшее образование имеют 57 процентов – такой уровень, кроме России, отмечен всего в 3 странах мира: в Японии, Южной Корее и Канаде. Взрывной рост образовательных потребностей продолжается: в следующем поколении (15-25 лет) впору говорить о всеобщем высшем образовании – его получает или стремится получить более 80 процентов юношей и девушек.
Мы вступаем в новую социальную реальность. «Образовательная революция» кардинально меняет сам облик российского общества и российской экономики. Даже если в настоящий момент нашей экономике и не нужно столько работников с высшим образованием – назад вернуться уже нельзя. Не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда – экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место.
Основной вызов России – мы должны научиться использовать «образовательный драйв» молодого поколения, мобилизовать повышенные запросы среднего класса и его готовность нести ответственность за своё благосостояние для обеспечения экономического роста и устойчивого развития страны.
Более образованные люди – это большая продолжительность жизни, это меньший уровень преступности, асоциального поведения, более рациональный выбор. Всё это уже само по себе создаёт благоприятный фон для нашего будущего. Но только этого – недостаточно.
Повышение благосостояния в прошлом десятилетии во многом происходило за счёт действий государства, в том числе за счёт наведения порядка в распределении природной ренты. Нефтяные доходы мы использовали для роста доходов населения, для того, чтобы вытащить миллионы людей из нищеты. А также – чтобы иметь национальные сбережения на случай кризисов и катаклизмов. Сегодня этот потенциал «сырьевой экономики» иссякает, а главное – не имеет стратегических перспектив.
 Уже в базовых, программных документах 2008 года, принятых непосредственно перед кризисом, в качестве главной была поставлена задача диверсификации экономики, создания новых источников роста.
Формировать новую экономику надо для образованных и ответственных людей. В каждой их ипостаси – профессионалов, предпринимателей или потребителей.
За ближайшие 10 лет в экономику войдут ещё 10-11 миллионов молодых людей, из них 8-9 миллионов будут иметь высшее образование. Уже сегодня на рынке труда 5 миллионов человек с высшим образованием не удовлетворены не только заработком, но и характером своей работы, отсутствием перспектив. Ещё 2-3 миллиона –  специалисты бюджетных учреждений, которые хотят найти для себя новую работу. Кроме того, 10 миллионов человек занято на производствах, построенных на архаичных, отсталых технологиях. Такие технологии должны уйти в прошлое – и не только потому, что проигрывают на рынке. Часть из них – просто опасна для здоровья работников и для экологического благополучия.
 Так что создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования – это не красивая фраза. Это насущная необходимость, минимальный уровень достаточности. Вокруг решения этой общенациональной задачи нужно строить государственную политику, консолидировать усилия бизнеса, создавать наилучший деловой климат.
Убеждён, сегодняшний и особенно завтрашний кадровый потенциал нашей страны позволяет претендовать на самые прочные позиции в глобальной экономической конкуренции.
Будущая российская экономика должна отвечать потребностям общества. Она должна обеспечить более высокие трудовые доходы, более интересную, творческую работу и создавать широкие возможности профессионального роста, формировать социальные лифты.
Именно это, а не только цифры ВВП, объёмы золото-валютых резервов, рейтинги международных агентств и высокое место России в числе крупнейших экономик мира будет критичным в предстоящие годы. Прежде всего люди должны почувствовать позитивные изменения – и, в первую очередь, через расширение своих собственных возможностей.
Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проиграем, если будем опираться на пассивную позицию населения.
Так что рост России в предстоящем десятилетии – это расширение пространства свободы для каждого из нас. Благополучие из рук кого-то, благополучие без ответственности за свои решения в 21 веке просто невозможно.
Перед нами стоит ещё один вызов. За общими фразами о согласии и пользе благотворительности открываются недостаточный уровень доверия людей друг к другу, нежелание заниматься общественными делами, заботиться о других, неумение подняться над частными интересами – это серьёзный и застарелый недуг нашего общества.
В российской культуре – большая историческая традиция уважения к государству, к общественным интересам, к тому, что нужно стране. Абсолютное большинство россиян хочет видеть нашу страну великой и сильной, уважает героев, положивших жизнь на общее благо. Но, к сожалению, гордость или обида за державу далеко не всегда реализуются в обыденной, повседневной жизни – участии в местном самоуправлении, в готовности выступить на защиту закона, в реальной благотворительности.
Как правило, за этим стоит отнюдь не равнодушие и эгоизм. А элементарное неверие в собственные силы или недоверие к ближнему.
Но и здесь за последние годы ситуация стала постепенно меняться. Граждане всё чаще не ограничиваются справедливыми требованиями к власти, а сами берутся за множество прозаичных, но очень нужных дел: благоустройство дворов, заботу об инвалидах, помощь нуждающимся, организацию досуга детей и многое другое.
С 2012 года государство станет помогать таким начинаниям: на федеральном уровне и во многих регионах приняты программы поддержки социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций. В дальнейшем мы значительно увеличим масштаб таких программ. Но чтобы они по-настоящему заработали, нужно жёстко противостоять живучему в чиновничьей среде предубеждению по отношению к общественникам. За этим предубеждением стоит нежелание делиться ресурсами, стремление избежать конкуренции да и боязнь реального спроса за порученное дело.
 Неоценимую роль в социальном служении, в преодолении разобщённости людей, формировании доверия и готовности мирно разрешать конфликты, неизбежные в быстро развивающемся обществе, играют традиционные религии – православие, ислам, иудаизм и буддизм. Многое в этом отношении могут и должны делать школа и средства массовой информации, телевидение и интернет-сообщество.
Общество свободных людей – совсем не то же, что толпа одиноких, расчётливых эгоистов, безразличных к общему благу. Мы никогда не были и не будем такой толпой. Личная свобода продуктивна, если ты помнишь и думаешь о других. Свобода без нравственной основы превращается в произвол.
Доверие между людьми складывается только тогда, когда общество  скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости. А уважение к закону возникает только тогда, когда он один для всех, всеми соблюдается, и в основе его – правда.
 Социальный портрет нашего будущего будет неполным, если не сказать еще об одной, важнейшей проблеме. 10-11 процентов наших граждан все еще остаются по своим доходам ниже черты бедности. По самым разным причинам. К концу текущего десятилетия эту проблему нам надо решить. Преодолеть бедность, неприемлемую для развитой страны. Использовать для этого и ресурсы государства, и усилия общества, его заинтересованной, активной части. Придать целевой характер системе социальной помощи и поддержать движение благотворительности.
В России в полном объеме должна быть сформирована система социальной мобильности, социальных лифтов, соответствующая современному обществу. Нам надо научиться компенсировать негативные социальные последствия рыночной экономики и органически порождаемого ею неравенства. Так, как это научились делать страны, которые давно живут при капитализме. Это специальная, особая поддержка, которую получают дети из бедных семей при получении образования. Это социальное жилье для семей с наиболее низкими доходами. Это полное преодоление какой-либо дискриминации инвалидов, обеспечение их равного доступа ко всем жизненным благам и к хорошей работе. Общество будет успешным, только когда у наших граждан не будет сомнений в его справедливости.
О новом этапе
в глобальном развитии
Мировой кризис, разразившийся в 2008 году, коснулся всех, многое подверг переоценке.
Уже ни для кого не секрет, что экономический шторм был спровоцирован не только циклическими факторами и провалами в регулировании. Корень проблем – в накопившихся дисбалансах. Зашла в тупик модель, построенная на безудержном наращивании заимствований, на жизни в долг и проедании будущего, на виртуальных, а не реальных ценностях и активах. Кроме того, генерируемое благосостояние крайне неравномерно распределялось и распределяется между отдельными странами и регионами. И это также снижает глобальную устойчивость, провоцирует конфликты, сокращает способность мирового сообщества договариваться по острым, принципиальным вопросам.
Фальшивые   сущности появляются не только в экономике, но и в политике, социальной сфере. Здесь также возникают своего рода иллюзорные «деривативы». Кризис в развитых странах проявил одну опасную и, на мой взгляд, чисто политическую тенденцию к безоглядному, популистскому наращиванию социальных обязательств государства вне всякой связи с ростом производительности труда, к формированию в отдельных слоях населения этих стран социальной безответственности. Однако теперь многим становится ясно: эра государств всеобщего благоденствия «на чужом горбу» заканчивается.
Никто не сможет жить лучше, чем работает. Такое требование в полной мере относится и к России.